Установка ГБО МЕТАН
Установка метана (установка ГБО метан) — это хорошая возможность сэкономить на топливе в процессе эксплуатации Вашего автомобиля, а также продлить ресурс работы двигателя за счет использования чистого природного газа.
Преимущества использования природного газа (метана) в качестве топлива
- Выгодно
Как известно Россия является мировым лидером по запасам природного газа (метана) и для его производства не требуется дорогостоящих технологических процессов, что выгодно отличает метан по стоимости для конечных потребителей по сравнению с такими нефтепродуктами как бензин или дизельное топливо. Другой аргумент в пользу выбора природного газа в качестве топлива является регулирование цен на метан на уровне законодательства, согласно которому метан не должен превышать 50 % цены бензина А-80.
- Экологично
Метан – наиболее экологичное топливо по сравнению с бензином и дезельным топливом. Он сгорает практически полностью, поэтому объем вредных выбросов по сравнению с тем же бензином сокращается многократно. В отработавших газах двигателя на метане содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода и в 2 раза меньше окиси азота. При этом задымленность снижается в 9 раз, а вредные соединения серы и свинца отсутствуют практически полностью. Конкурентом в данном случае могут служить только электромобили, но если учесть экологические проблемы производства и утилизации аккумуляторов, то по показателям экологичности снова побеждает метан.
- Практично
Основной процесс работы двигателя -поджиг топливо-воздушной смеси. Предварительную процедуру превращения безина (жидкого топлива) в газообразную среду выполняют бензиновые форсунки. Окончательная процедура образования топливо-воздушной смеси завершается на этапе фазы впуска. Следовательно, качество образования топливо-воздушной смеси зависит от работы бензиновых форсунок. В случае использования метана в качестве топлива, подверженность к качественной/некачественной топливо-воздушной смеси нет, так как метан уже является газом.Таким образом в камере сгорания газ образует оптимальную смесь топлива и воздуха. Двигатель на метане работает ровнее и тише. Природный газ (метан) не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, что снижает трение и уменьшает износ деталей. Метан сгорает без образования золы, которая обычно оседает на цилиндрах.Учитывая все эти факторы, работа двигателя на природном газе продлевает его ресурс в 1,5-2 раза больше.
- Безопасно
Классификатор горючих веществ, которым пользуется МЧС России, относит метан к самому безопасному, четвертому классу. Бензин в данном классификаторе относится к третьему классу (среднечувствительные вещества), а пропан-бутан и вовсе ко второму (чувствительные). Это означает, что в чрезвычайных ситуациях можно не опасаться возгорания природного газа – его порог воспламенения гораздо выше по сравнению с нефтяными видами топлива.Высокая безопасность метана также обусловлена и его физическими свойствами. Природный газ легче воздуха, при разгерметизации он улетучивается. Метан не может скопиться, к примеру, в полостях автомобиля и образовать взрывоопасную концентрацию. Что касается баллонов для метана, то современные баллоны изготавливают из легких и прочных композитных материалов. Поэтому баллоны имеют высокий запас прочности, рассчитанный на рабочее давление 200 атмосфер и способный выдержать любое внешнее воздействие. Баллоны для метана оснащаются вентилями с системой безопасности. Например, в случае повреждения газопровода запорная арматура моментально перекроет подачу газа.
Этапы подбора оборудования
Описанные ниже рекомендации будут полезны особенно для тех, кто впервые задумался об установке ГБО метан на свой автомобиль. Сейчас я огорчу тех читетателей, которые подумали о всевозможных критерях выбора того или иного установщика-рекомендации, отзывы, время установки, гарантии и прочее. Хотя это немаловажные критерии при выборе "своего установщика", но рекомендации в данном случае будут касаться правильного (эталонного) подхода к установке как со стороны клиента, так и со стороны "вашего установщика".
- Предварительная комплексная диагностика двигателя. Часто после установки ГБО клиенты начинают замечать, что их автомобиль на газу как-то не правильно работает (при разгоне-подергивается, при преключении с безина на газ-глохет, при работе на холостом ходу -"троит" и т.д.). После обращений клиента в установочный центр по гарантии и проведения диагностики оказывается, что есть проблемы не с газобаллонным оборудованием, а с с самим двигателем. Чтобы исключить вероятность некоррекной работы ГБО на автомобиле мы рекомендуем провести комплексную диагностику двигателя Вашего автомобиля. Это можно сделать в установочном центре, если у них есть необходимое диагностическое оборудование. Такая диагностика занимает 2-2,5 часа, но это Вам сэкономить не только нервы и время для повторного обращения в сервисный центр, но и не будет негативного отношения к ГБО.
- Итак, Вы прошли комплексную диагностику двигателя, по результатам которой к примеру Ваш автомобиль оказался в полном исправном техническом состоянии.Теперь можно приступить к подбору оборудования ГБО (комплект подкапотного пространства, баллона (-ов), комплектацию ГБО). Комплект подкапотного пространства состоит из редуктора, газовых форсунок, проводки, кнопки переключения газ-бензин, блока управления газом, датчика MAP. Пропановые баллоны бывают 2 форм - цилинрической и тороидальной (вместо запасного колеса). К комплектации ГБО можно отнести термопластиковые магистральные и заправочные трубки, мультиклапан класса "Европа", заправочное устройство в бензолючок, датчик уровня газа с индикацией на кнопке переключения газ-бензин. В том случае, если по результатам диагностики выявилась неисправность(-сти) двигателя Вашего автомобиля, то к установке ГБО нужно приступать после устранения недочетов, влияющих на коррекную работу двигателя на газу.
- Эксплуатация автомобиля на газу до ТО-0. После прохождения 1000 км пробега на газу необходимо приехать в установочный центр для прохождения ТО-0 (оно бесплано!). Если Вы прошли пункт №1 и Вам правильно подобрали ГБО, то проблем при эксплуатации газа не должно возникнуть.
Цена на установку метана выше, чем при установке оборудования для пропан-бутановой смеси. Но лучше рассматривать цену установки ГБО на метане в комплексе — с учетом экономии на топливе и сокращения расходов на эксплуатацию. Выгода особенно ощутима при большом пробеге авто. ГБО метан часто устанавливается на коммерческий транспорт — автобусы и маршрутные такси.
Метан, который используется в качестве автомобильного топлива, является основным компонентом природного газа (77-99%). В первоначальном состоянии метан не имеют цвета и запаха, легче воздуха, но при этом с воздухом смешиваются хорошо. Для выявления и обнаружения места утечки без специальных приборов добавляют так называемые «одоранты» для придания газу специфического запаха.
Как подобрать ГБО на метане?
Какие бывают комплекты ГБО и в чем разница между ними
Автовладельцы выбирают ГБО на метане, так как этот вид топлива является на сегодняшний день самым дешевым газомоторным топливом. При принятии решения по установке метана мы советуем своим клиентам учитывать основные факторы - средний пробег автомобиля в месяц и наличие заправок АГНКС по пути вашего ежедневного маршрута. По нашему опыту экономическая целесообразность в установке ГБО наступает тогда, когда автомобиль совершает более 3000 км/мес. При таком пробеге автомобиля срок окупаемости установки сокращается в среднем до 5-6 месяцев.
На современном рынке газобаллонного оборудования представлено большое количество производителей (исключаем производителей баллонов и расходных материалов). Но всех производителей можно разделить на 2 основные группы-с полной линейкой компонентов ГБО и частичной. Под производителями с полной линейкой компонентов ГБО мы подразумеваем тех производителей, которые выпускают редуктора, форсунки, блоки управления, жгуты, датчики и все это составляет 1 единицу комплекта газобаллонного оборудования. К таким производителям мы относим, к примеру, компанию LOVATO,OMVL, BRC и DIGITRONIC. У таких именитых брендов всегда на первом месте выступает вопрос приверженности к качеству и гарантии оборудования. Под производителями с частичной линейкой компонентов ГБО, то здесь мы подразумеваем тех производителей, которые производят редуктора, форсунки, но не производят «электронику» для газового оборудования или наоборот - производят «электронику», но не производят редуктора, форсунки и т.д. Таким образом, часто можно встретить под капотом автомобиля так называемую «солянку», которая также составляет 1 единицу комплекта. Как правило, такие комплекты значительно удешевляют стоимость установки газобаллонного оборудования на пропане. Поэтому для многих автовладельцев это является весомым аргументом для выбора именно таких комплектов ГБО. Вопрос гарантии в 95% случаях ложиться на ответственность и добропорядочность установщиков ГБО.
1 единица комплекта
Из всего вышесказанного возникает логический вопрос: так что же в итоге выбрать? По нашему мнению это вопрос популярности марки (бренда производителя) и гарантии. Уточню, почему мы пришли к такому мнению. Проведя опрос наших клиентов, мы выяснили, что большинство выбирают LOVATO, для того чтобы была возможность сервисного обслуживания в разных регионах нашей страны. На практике встречаются автомобили с установленным газобаллонным оборудованием от различных производителей, которые без существенных ремонтов проехали 100, 150 и 200 тыс. км. (На газу!).
Какие бывают метановые баллоны
Метановые баллоны выпускаются только цилиндрической формы. На сегодняшний день существует 4 типа метановых баллонов:
1 тип – металлические баллоны (изготовляют из углеродистой или легированной стали) |
2 тип – металлокомпозитные баллоны (изготовлены из стали, усиленные стекловолокном) |
3 тип – металлокомпозитные баллоны (изготовлены из бесшовного алюминиевого лейнера с оболочкой из композиционного материала) |
4 тип - карбоновые баллоны (высокопрочные, армированные волокном со стекловолоконной намоткой для достижения наилучшего свойства при ударных нагрузках) |
Какую магистральную трубку лучше установить?
В метановой установке используется только бесшовные стальные трубки, предназначенные для высокого давления.
Запорная арматура
Основной запорной арматурой в газобаллонном оборудовании (метан) является баллонный и клапан высокого давления (как правило, установлен на газовом редукторе).
Заправочное устройство
Заправочное устройство, посредством которого происходит заправка автомобиля на АГНКС, по нормативным правилам монтажа ГБО должен устанавливаться в подкапотное пространство автомобиля.
Описание системы метана
- Клапан заправки: В Италии розетка имеет подсоединение со стандартной резьбой с противовозвратным клапаном, через которое наполняется баллон. Розетка пока еще не стандартизирована на европейском уровне, и многие страны используют разные розетки, в основном типа NGV1-P30. В любом случае имеются адаптеры для этих типов розеток. Клапан устанавливается в моторном отсеке, на кузове или под крышкой бензобака, если пространство позволяет сделать это.
- Бак (баллон): заполняется газом под давлением примерно в 220 бар. Метан находится в газообразной форме, поэтому единицей измерения при заправке является килограмм, определяющий молекулярную массу вводимого горючего. Баллоны (баки) выполнены из стали высочайшей прочности или из композитных материалов (металл и композитные волокна). Баллоны для метана – всегда цилиндрической формы различной длины и диаметра для установки в разные типы автомобилей.
- Клапан цилиндра: многофункциональный клапан, установленный на горловине баллона, который позволяет заправку газом на входе из розетки для заправки и питает цепи оборудования. Клапан обычно оснащен предохранительными термоклапанами и клапаном повышенного давления. Проходит испытания после установки на баллон согласно строгим нормативам.
- Редуктор: Уменьшает давление газа, стабилизируя его на оптимальном уровне для питания инжекционной рейки. Снабжен электроклапаном безопасности для закрытия цепи при выключении мотора.
- Газовый фильтр: Обеспечивает приток газа без примесей и масляных остатков на инжекционную рейку и, таким образом, в цилиндры. Оборудование ЛОВАТО EASY FAST, к тому же, снабжено датчиками температуры, давления газа и нагрузки двигателя для оптимизации функционирования системы.
- Инжекционная рейка впрыскивания газа: Управляемая электронным блоком инжекции системы (ЕСU), впрыскивает посредством инжекторов, работающих в фазе с мотором, необходимое количество газа на каждый цилиндр.
- Переключатель газ/бензин: Позволяет переключаться с газа на бензин и обозначает уровень наполнения газового баллона посредством светодиодной шкалы, обрабатывая сигнал, исходящий от манометра в цепи. При нормальном функционировании автомобиля, двигатель заводится на бензине и автоматически переходит на метан, в момент, не ощущаемый водителем, когда цепь достигает обычных условий функционирования. В случае если газ закончился, система автоматически возвращается на бензин и предупреждает водителя звуковым сигналом.
- Блок управления (ECU): Блок интегрирован с оригинальным блоком бензина и через сигналы, полученные с датчиков оборудования, управляет инжекторами газа, подсчитывая время и количество газа, необходимое для впрыскивания. Во время установки блока он тарируется по специфическим характеристикам транспортного средства, и снабжается самонастраивающимися программами, которые приспосабливают параметры работы в зависимости от изменения условий использования или износа двигателя.